Имена Рязанцев в истории

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич

Композитор, дирижер Александр Васильевич Александров
(1883-1946) 

А.В. Александров
Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента. Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое счастье.

А.В. Александров

Генерал-майор Александр Васильевич Александров, Народный артист СССР (1937), лауреат двух Сталинских премий (1942 и 1946), выдающийся русский композитор, дирижер, профессор Московской Государственной Консерватории (1922), доктор искусствоведения (1940) последний регент Храма Христа Спасителя, один из основателей и первый руководитель дважды Краснознаменного ансамбля советской (российской) Армии, автор песни «Священная война», автор Гимна нашей страны.

Родился Александр Васильевич 1 апреля 1883 г.в селе Плахино Захаровского района Рязанской области в семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны в километре от церкви, где прислуживали родители. Родители и маленький Саша любили петь духовные песни, русские народные песни и частушки. У маленького Саши оказался абсолютный слух и звучный альт, поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях.

В 1890–1892 годах Саша учился в земской школе, пел в школьном хоре. У мальчика оказался абсолютный слух, чудный голос, он быстро схватывал и запоминал мелодии и тексты песен. Его не раз приглашали петь в местный церковный хор, а так же на свадьбы и народные гуляния.

Саша Александров – ученик регентских классов Придворной певческой капеллы

В 1889 г. в село приехал солист Петербургского церковного хора, уроженец села Плахино Заливухин П.А.. Послушав пение маленького Саши Александрова, столичный певчий уговорил родителей отпустить его в столицу для обучения. Родители мальчика понимали, что это единственная возможность дать сыну образование и выбиться в люди. Кроме того это освобождало семью от лишнего рта, ибо Александровы жили бедно, и кроме Саши в семье было еще пятеро братьев и сестер. В том же 1889 году он стал певчим хора Казанского собора, окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Петербурга. В 1897–1900 годах занимался в регентских классах Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 г. получил звание регента.

Саша Александров – ученик регентских классов Придворной певческой капеллы. Александр Александров в студенческие годы

Окончив регентские классы в Петербургской придворной певческой капелле, Александр Васильевич Александров поступает в 1900 г.в Петербургскую консерваторию, где учится у великих музыкантов Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и А.К. Лядова. Два года учебы в консерватории остались позади. Тяжелое материальное положение и болезнь вынуждают прервать обучение и начать работать. В 1902–1906 годах Александров уезжает в Бологое, где начинает работать регентом соборного хора и преподает хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах.

Александр Александров в студенческие годы

В 1902 г. он знакомится с хористкой соборного хора Ксенией Морозовой, которая становится в 1904 г. его женой. Через год у них родился первенец Борис, ставший впоследствии блестящим продолжателем дела отца.

В 1905 году Александр Васильевич возобновляет занятия в консерватории, но революционные события вновь вынуждают его прервать учебу. И в 1906 году Александрова приглашают принять участие в конкурсе на место регента Спасо-Преображенского собора города Твери. Всего в этом конкурсе участвовали более десяти человек: хормейстеры из Курска, Саратова, Пензы и других городов. Испытание длилось несколько дней, и в итоге победу одержал самый молодой его участник – Александров.

В скором времени он сделал соборный хор лучшим в Тверской губернии. Некоторые любители музыки даже приезжали послушать этот хор из других городов. Семья Александровых поселилась неподалеку от Спасо-Преображенского храма, в Соборном переулке (ныне улица Ивана Седых). Там, где сегодня стоит обувная мастерская «Сапожок», в ту пору и располагался небольшой деревянный дом. Гостеприимство Александровых было известно всему городу. Здесь собирались врачи, учителя, артисты и, конечно же, музыканты. В скором времени без уроков Александрова невозможно было представить ни одно из учебных заведений города. Он вел хоры в реальном училище, в мужской классической гимназии, в женском коммерческом училище, на земских курсах, в учительской семинарии, в школе Морозовской фабрики. Лишь из духовной семинарии пришлось уйти, поскольку ему не разрешили заниматься с семинаристами светской музыкой.

То, что он сделал за это время в Твери, порой просто поражает. Непонятно, как при такой нагрузке он все это успевал?!

Кроме занятий с соборным хором и музыкальных уроков он практически полностью поставил в Твери оперы «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Фауст» Гуно, подготовил сцены из опер «Иван Сусанин» Глинки и «Русалка» Даргомыжского. Александров был и режиссером, и хормейстером, и дирижером, и даже порой сам пел в операх отдельные партии. В опере «Евгений Онегин» он спел партию Ленского.

В Твери Александров написал и свои первые произведения. Это три крупных симфонических произведения: увертюра-поэма «Смерть и жизнь», симфония в трех частях, а также одноактная опера «Русалка» по поэме Пушкина.

В Твери Александров также работал над оперой «Смерть Иоанна Грозного». Первую часть этой оперы он показал в Москве Ф.И. Шаляпину, которому это произведение очень понравилось, и он просил быстрее закончить его. К сожалению, ни одно из этих музыкальных произведений Александрова не сохранилось, а опера «Смерть Иоанна Грозного» дописана не была.

В 1915 году Александров открыл в Твери музыкальную школу, которая работала от Московского отделения Русского музыкального общества. В ней были фортепианный и скрипичный классы, а также классы хорового мастерства, музыкально-теоретических предметов и сольного пения. Надо сказать, что в то время, когда регент соборного хора Александров вел в Твери музыкальные уроки, одним из его воспитанников был будущий член Политбюро Андрей Жданов. Он в ту пору учился в Тверском реальном училище. Позднее, вручая Александрову в Кремле очередную награду, Жданов напомнил, что когда-то пел у него в хоре.

С 1908 г. Александр Васильевич вновь продолжает обучение в консерватории, но теперь уже Московской.

В 1913 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Василенко с большой серебряной медалью, а в 1916 – по классу пения (класс профессора Умберто Мазетти). После окончании Московской Консерватории, его приглашали солистом Большого Театра.

Несмотря на огромную занятость, Александрова никогда не покидала мысль о том, что ему нужно завершить высшее образование. Он устроился преподавать музыку в железнодорожное училище, что дало ему возможность бесплатно ездить в Москву. Александров возобновил занятия в консерватории – на этот раз в Московской. Представьте себе: днем он работает в Твери, ночью едет в Москву, занимается там весь день в консерватории, затем вновь возвращается в Тверь. И так пять лет.

С 1913 года в Твери преподавал хоровое пение, был директором и педагогом основанного им в 1916 году музыкального училища.

В 1918 году Александров, получив приглашение работать преподавателем в Московской консерватории и покидает с семьей Тверь.

Прошло всего четыре года преподавательской деятельности и в 1922 году его утверждают в звании профессора Московской консерватории. Работу в консерватории не оставляет до конца жизни: преподаёт сольфеджио, полифонию, дирижёрское и хоровое мастерство, возглавляет хоровую кафедру и дирижёрско-хоровой факультет. В 1918-1946 годах преподавал в Московской консерватории. С 1922 года профессор, в 1932-1934 годах – заведующий хоровой кафедрой, в 1929-1936 годах — заместитель декана военно-дирижерского факультета, с 1940 года — декан дирижерско-хорового факультета, с 1942 года – декан объединенного дирижерско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории.

Среди его учеников – хоровые дирижеры Георгий Дмитревский, Константин Лебедев, Василий Мухин, композитор Дмитрий Кабалевский. С 1919 по1930 год Александров преподавал композицию и хоровое пение в музыкальном техникуме имени Скрябина (ныне Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского).

Параллельно с работой в консерватории в 1918 г. Александр Васильевич был приглашен Патриархом Тихоном регентом в главный воинский храм России в Храм Христа Спасителя, где он и проработал до 1922 года. В период 1918-1922 гг.также исполнял обязанности главного регента Русской Православной церкви. А.В. Александров активно занимается практической работой, будучи регентом хора в Храме Христа Спасителя (1918-1922 гг.), он написал большую поэму «Христос воскрес» для хора, оркестра, органа и солистов, ряд других духовных произведений, начал осуществлять первые обработки русских народных песен.

С 1922 года работал хормейстером в камерном театре режиссера Александра Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой (1926-1930), консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1928-1930).

В конце 1930-х гг. выступил инициатором создания детского коллектива, известного впоследствии как ансамбль песни и танца имени Локтева.

А.В. Александров – руководитель главного ансамбля РККА

Однако все это было лишь подготовкой к начавшемуся в 1928 г. яркому расцвету творческой жизни, когда Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. По замыслу инициатора создания коллектива Ф.Н. Даниловича и приглашенного им опытного режиссера П.И. Ильина ансамбль должен был посредством литературно-музыкальных монтажей пропагандировать песни о Красной Армии. Работа А.В. Александрова заключалась в подборе и музыкальной обработке соответствующих песен, в разучивании их с вокальной группой. Первое выступление состоялось 12 октября 1928 г., прошло с большим успехом, и 1 декабря ансамбль в составе из восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца был зачислен в штат ЦДКА. За короткий срок были выпущены несколько литературно-музыкальных композиций, причем в первых программах Ансамбля не было ни одной оригинальной песни Александрова. С 1929 г. Александр Васильевич начинает публиковать свои обработки песен времен гражданской войны, ставшие ценнейшим вкладом в историю русской революционной песни. Это и «Гулял по Уралу Чапаев-герой», и «Гей по дороге», «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» и, конечно, знаменитая «По долинам и по взгорьям», которая в исполнении Ансамбля покорила не только нашу страну, но и весь мир. Однако в последующих композициях произведения А.В. Александрова составляют подавляющее большинство, причем такие как «Волжская бурлацкая» и «Эшелонная» остаются в репертуаре коллектива на долгие годы.

За первые 5 лет своей работы Ансамбль побывал и на Дальнем Востоке (дважды), и в Средней Азии, на Балтийском флоте, на Урале, на Украине, в Приволжском, Северокавказском и Закавказском военных округах, преодолел в поездках 100 тысяч километров, обслужил 2,5 млн. зрителей, заслуженно завоевав их любовь и признательность.

В 1933 г. состоялось первое выступление Ансамбля перед руководством страны, а его музыкальному руководителю А.В. Александрову и начальнику П.И. Ильину было присвоено почетное звание «заслуженный артист РСФСР». В эти годы происходит не только количественный рост (к концу 1935 г. в составе ансамбля было уже 135 певцов, музыкантов и танцоров), но и качественные перемены, в результате которых возросли творческие возможности коллектива. Александр Васильевич понимал, что литературно-музыкальные композиции исчерпали себя, и пошел по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными возможностями. Репертуар пополняется большим количеством народных песен в обработке Александрова, в которых не искажена душа народной песни, сохранена ее первоначальная красота. Возросшие исполнительские возможности Ансамбля позволили включить в репертуар и многочисленные оперные хоры. Таким образом, в исполнительском искусстве коллектива произошел своеобразный синтез традиций народного исполнительства, советской массовой песни и классического пения. А. В. Александров собрал и обработал много песен времен гражданской войны, и в этом сказалась патриотическая направленность его творчества.

С первых шагов Ансамбля в его жизни прямое участие принимали такие военачальники, как К.Е. Ворошилов, Е.А. Щаденко, М.С. Буденный (он консультировал 2-ой монтаж ансамбля «1-ая конная в боях»).

В 1933 г. впервые услышал ансамбль И.В. Сталин. С тех пор ни один правительственный концерт не обходился без выступления Ансамбля. Сталин очень благоволил Александру Васильевичу, звонил ему домой, приглашал деда на обед или завтрак. Внук композитора вспоминал, как однажды ночью раздался звонок по телефону:

– Позовите Александра Васильевича!

– Кто говорит?

– Скажите, Сталин…

У нас такой переполох поднялся, дед бежал к телефону, одеваясь на ходу. Так и разговаривал: в одной руке трубка, а другой, поддерживая брюки.

А оказалось, что Сталин просто пожелал услышать на правительственном концерте русскую народную песню «Калинушка», но не ту знаменитую «Калинку».

Срочно разыскали солдат, которые исполняли ее когда-то, записали слова, мелодию, и, собрав ночью ансамбль, Александр Васильевич разучил эту песню с исполнителями.

Услышав на следующий день на концерте эту песню, Сталин сидел, попыхивая трубкой, и усмехался в усы – очень уж ему понравилась эта оперативность и мастерство ансамбля с его руководителем.

26 ноября 1935 г. Постановлением ЦИК СССР за исключительные заслуги в культурной деятельности Ансамбль красноармейской песни и пляски награжден Почетным Революционным Красным Знаменем с орденом «Красная Звезда» на нем и ему присвоено звание «Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР». А.В. Александров награжден орденом «Красная Звезда» и назначен художественным руководителем коллектива.

В марте 1937 г. общественность отметила тридцатилетие музыкально-педагогической деятельности А.В. Александрова. Правительство высоко оценило заслуги Александрова как композитора и дирижера, присвоив ему звание Народного артиста СССР.

Когда Советский Союз впервые участвовал во Всемирной выставке, в 1937 году, Сталин ломал голову: кого послать демонстрировать культурные достижения страны? И единственным «политически верным» решением было признано отправить в Париж красноармейский ансамбль. В сентябре Ансамбль в составе 185 человек под руководством А.В. Александрова совершил свою первую зарубежную поездку во Францию на Международную выставку техники и искусства в Париже, где ему был присужден «Гран-при». Музыкальные критики, искусствоведы и рецензенты газет всех направлений чрезвычайно высоко оценили выступление коллектива. Вот некоторые из их высказываний. «…СССР прислал нам великолепный хор. Удивительная живость, гибкость хора и мастерство его почтенного руководителя – это подлинный триумф» («Се Суар»). «…Как прекрасен отрывок «Тише, тише» из «Риголетто». Зал, встав, устроил долгую овацию этим мастерам народной песни и пляски. Эта овация была прекраснее всех, потому что она шла от души» («Пари Суар»). Перед изумленной Европой предстал экстравагантный хор – в буденовках с красными звездами, удивительно профессионально исполнявший ряд песен на французском языке. Это был ансамбль песни и пляски Красной Армии, который с конца 20-х годов возглавлял профессор Московской консерватории Александр Александров. На Родину ансамбль вернулся с триумфом.

Последующие гастроли ансамбля в Чехословакии произвели не меньший эффект. «В хоре из оперы Верди «Риголетто» мастерство профессора Александрова можно сравнить только с мастерством знаменитейшего в мире борца-антифашиста Тосканини» («Руде Право»). Видный музыкальный ученый и общественный деятель профессор Зденек Неедлы писал: «Трудно сказать, чем прежде всего восхищаться - голосами ли, единственными в своем роде… или же искусством хорового пения. Всякая Опера могла бы гордиться солистами этого хора. Хор в целом стоит выше любого самого лучшего оперного хора. Пианиссимо его просто поразительно. Затем ритм: в этом отношении наши гости стоят на недосягаемой высоте… И наконец, весь стиль пения и экспрессия исполнения просто изумительны. Играющие на музыкальных инструментах, как и певцы, безукоризненны. А танцоры! Какие виртуозы! У нас никто никогда еще не видел чего-либо подобного».

В 1938 г. коллектив осуществил почти полугодовую командировку на Дальний Восток, выступал перед участниками боев у озера Хасан, посетил Монголию.

В январе 1939 г. было торжественно отмечено 10-летие Ансамбля, получившего всенародное признание и ставшего одним из лучших художественных коллективов страны, в связи с чем А.В. Александров был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1939 г. Александр Васильевич написал «Песню Партии Большевиков» на слова Лебедева-Кумача. Услышав ее на концерте, Сталин попросил Александра Васильевича исполнить ее еще раз, но только медленнее, величаво, словно огромный сильный корабль мчится по океану, разрезая могучие волны. Песня зазвучала совершенно по-новому, и Сталин удовлетворенно сказал: «Вот так хорошо, назовем ее «Гимном партии большевиков». Впоследствии эта музыка была взята за основу Гимна Советского Союза на новые слова Эль-Регистана и С. Михалкова.

В 1940 г. профессору А.В. Александрову присваивают ученую степень доктора искусствоведения, он вновь становится деканом хорового факультета Московской консерватории.

Именно Александров стоял у истоков советского песенного искусства, во многом определив его идентичность на годы вперед. Основанный им в 1928 году Ансамбль красноармейской песни и пляски (впоследствии Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова) был не просто крупнейшим художественным коллективом СССР — он представлял собой уникальное явление в мировом масштабе. Подобное сочетание традиций бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения до сих пор не имеет аналогов. Александров вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену и сделал это настолько убедительно, что многие западные артисты (от академических исполнителей до поп- и рок-звезд) впоследствии почитали за великую честь поработать с ансамблем.

Сочетая в своем коллективе традиции русского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, Александров вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля и сегодня остаются непревзойденными.

Наиболее яркие и значительные достижения Александорва-композитора и дирижера связаны с работой в ансамбле. Александров – автор многих музыкальный обработок и песен в музыкально-литературных композициях (монтажах), с которых начинался репертуар ансамбля. Среди наиболее талантливых композиторских работ в период до создания Ансамбля красноармейской песни — исполняемые до сих пор концерт для хора в четырёх частях, поэма «Христос воскресе» для хора, оркестра, органа и солистов, соната для скрипки и фортепиано, ряд духовных песнопений, а также симфоническая поэма «Смерть и жизнь», опера «Русалка», симфония в 3 частях, обработки народных песен «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге» и других.

Александров автор песенных композиций: «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Песнь о Магнитострое» (1930), «Перекоп» (1932), а также песни: «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Эшелонная», «Волжская бурлацкая», «Голубая ноченька» (1933), «Забайкальская», «Бейте с неба, самолеты» (1934), «Песня о военном комиссаре» (1938) и др.

Династия Александровых

Все Александровы отдали свою жизнь и таланты служению Армии, Родине, Ансамблю. Это и три сына Александрова:

• старший Борис с 1946 г. возглавил после смерти отца Краснознаменный ансамбль, до этого работая его заместителем;

• средний Владимир, родившийся в 1910 г., с 1942 г. руководил оркестром ансамбля;

• младший сын Александр, родившийся в 1912 г., с 1938 г. по 1942 г. руководил оркестром ансамбля, в 1942 г. он погиб.

Внуки Юрий и Олег так же работали в ансамбле. Юрий Александрович работал концертмейстером и хормейстером ансамбля, Олег Борисович работал в оркестре музыкантом. Внук Евгений Александров работает в качестве директора Музея Ансамбля.

Период Великой Отечественной войны

А. В. Александров во время работы над песней «Священная война»

Из рассказа внука композитора Евгения Александрова: «Когда началась война, руководство ансамбля переехало жить в Ц.Д.К.А. Однажды утром во время завтрака к А.В. Александрову подошел политработник с газетой в руках: «Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача». Прочитав стихи, дед тут же взял газету и уехал домой. К вечеру песня была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля, дед разлиновал на доске мелом ноты, написал стихи, и к утру, песня была выучена. Уже утром следующего дня «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. Ансамбль исполнил ее для солдат, уходящих на фронт на Белорусском вокзале. Причем солдаты все встали и молча стоя слушали песню. После окончания стояла гробовая тишина. Дед и Борис переглянулись, думали – провал, но вдруг раздался шквал аплодисментов, бойцы требовали повторять и повторять ее. Это был концерт одной песни, она звучала семь или восемь раз, и солдаты садились в «теплушки», исполняя песню наизусть. С этого памятного дня и началась ее большая жизнь.»

А. В. Александров во время работы над песней «Священная война»

В первые дни Великой Отечественной войны А.В. Александров на слова В.И. Лебедева-Кумача создает произведение, выразившее истинность масштабов бедствия и грандиозность предстоящих испытаний, вызвавшее высокий душевный порыв на борьбу с врагом, - гениальную «Священную войну».

Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А.В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, – песни. К первому июля 1941 года я сочинил свои первые песни: «Священная война» на слова Лебедева-Кумача, «В поход! В поход!» на слова Прокофьева. А затем, через несколько дней – «Вставай, разгневанный народ» и «За великую землю Советскую». Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А.Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»

Любопытно, что написанная на стихи Лебедева-Кумача песня в течение нескольких месяцев широко не исполнялась. Ведь в ней война изображалась не легкой прогулкой: о скорой победе малой кровью не было и речи — огромной стране предстояло «встать на смертный бой». И лишь в октябре 1941 года, когда вермахт уже захватил ряд крупных городов, «Священная война» стала ежедневно звучать по радио. Впоследствии она приобрела массовую популярность на всех фронтах, неизменно поддерживая боевой дух как на передовой, так и в тылу: за время войны песня неоднократно издавалась на грампластинках. «Священную войну» узнал весь народ. На фронтах и в тылу звучала она призывным набатом. Очевидец рассказывает, что прозвучала она как воинская присяга, как священная клятва воинов — драться до последней капли крови, до последнего дыхания.

Впоследствии эту песню стали называть «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны». И это вполне справедливо. Священная война» — песня-гимн. В ней передано «историческое величие народа, вставшего на смертный бой за родное Отечество». (А. Сохор)

В первые дни Великой Отечественной Краснознаменный ансамбль был разделен на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии. Нередко ансамбль гастролировал и в полном составе, всего за время войны коллектив дал около 1500 концертов, продолжал записывать пластинки, выступал на радио, было разучено за годы войны около 200 песен.

Сам А.В. Александров выезжал с коллективом в действующую армию в 1941 г. (Северо-Западный фронт) и в 1944 г. (Карельский фронт).

В 1941-45 гг. Александров написал лучшие песни, постоянно звучавшие многие годы в концертах, на радио и телевидении: «Священная война», «Поэма об Украине», «25 лет РККА» («Несокрушимая и легендарная»).

В 1942 г. Александрову присуждается Сталинская премия первой степени, весь гонорар которой он отдал в фонд обороны страны. Этот поступок характеризует Александра Васильевича как патриота, гражданина своей страны.

В июле 1943 г. в связи с 60-летием и 40-летием творческой деятельности, Александров награждается орденом Ленина, ему присваивается звание генерал-майора (до этого он был комбригом).

В дни XVIII съезда ВКП(б) Александров написал песню на стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: «Страны небывалой свободные дети,/ Сегодня мы гордую песню поем…» Произведение очень понравилось Сталину, он встал из-за стола и произнес: «Надо поздравить товарища Александрова с большой творческой удачей! Неплохо бы назвать эту вещь гимном партии большевиков».

В конце 1943 г., когда в войне наступил коренной перелом. В это время Сталин решил, что страна должна иметь свой государственный гимн, песню, которая объединяла бы весь народ, вдохновляя его на борьбу с гитлеровскими захватчиками. Началась эпопея создания Государственного гимна СССР. Ни один из представленных вариантов (из более чем 200 отобрано было 50) Сталину не нравился. И тогда он вспомнил свой любимый «Гимн партии большевиков» на основе своего «Гимна партии большевиков». Поэтам Михалкову и Эль-Регистану было поручено написать на этот клавир новый текст. Осенью 1943 года композитор упорно работает над созданием Гимна Советского Союза, музыка которого впервые прозвучала в ночь на 1 января 1944 г. Глубокой ночью в зале Большого театра ансамбль Александрова исполнял перед вождем сначала гимны Великобритании и США, затем «Боже, царя храни!» и, наконец, «Союз нерушимый...» – Сталин хотел прослушать его на фоне всех остальных, чтобы убедиться в качестве. Александров создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР.

Слова, написанные Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И.В. Сталиным. Эта же мелодия с 2000 года является Гимном России.

В начале 1945 г. Ансамбль выступал в Финляндии. Вновь небывалый успех и восторженные отзывы прессы. «Душой ансамбля является его замечательный руководитель - композитор Александров. Интересно отметить сочетание качеств руководителя, композитора и военного начальника у профессора Александрова. Он с большим мастерством обработал народные песни. Программа разнообразна: воспитывающая, развлекающая. Она построена на высоком уровне, включает в себя народные песни и оперные хоры…» («Финляндская социал-демократия», 28.01.1945). «Хор поет мастерски. Он когда-нибудь прославится на весь мир» («Афтонпокстен», 03.02.1945).

Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии, дирижирует А.В. Александров
Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии, дирижирует А.В. Александров

Вскоре после возвращения из Финляндии у Александра Васильевича обострилась болезнь сердца, случился инфаркт, и ему пришлось на несколько месяцев прервать работу. Врачи запретили ему даже дирижировать. К.Е. Ворошилов писал Александрову «Александр Васильевич, берегите себя. Генералов в Красной Армии много, а Александров у нас один».

Но Александр Васильевич был страшный трудоголик, он даже дирижировать никому не давал. Уже на следующих гастролях в Польше и Чехословакии он пренебрег советам врачей и проводил концерты сам.

Последняя гастрольная поездка ансамбля во главе с А.В. Александровым состоялась в 1946 г. в Чехословакию и Польшу. В знак признания больших заслуг А.В. Александрова в укреплении дружбы народов двух стран Правительство Чехословакии наградило его орденом Белого Льва III степени.

В 1945 году Ансамбль песни и пляски дал концерт для участников «Большой тройки». Дважды планировались гастрольные поездки и в Северную Америку. Однако в первый раз их пришлось отменить из- за начала мировой войны, а во второй, после её окончания, президент США Трумэн поставил условие, чтобы гвардейцы Александрова выступали в его стране в гражданском, на что руководство ансамбля не пошло.

28 июня 1946 г. за концертную деятельность А.В. Александрову во второй раз была присуждена Сталинская премия 1-й степени, а 8 июля он скоропостижно скончался от разрыва сердца.

Находясь в Чехословакии рядом с Германией, Александр Васильевич решил посмотреть на поверженный рейхстаг, Берлин и поехал туда на машине. В результате сердце не выдержало – второй обширный инфаркт и смерть.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творчество композитора и дирижера было отмечено многочисленными наградами. В 1937 году ему присвоено почетное звание народный артист СССР. Он был награжден орденами Ленина (1943), Трудового Красного Знамени (1939), Красной Звезды (1935), удостоен Государственных премий СССР (1942, 1946).

После смерти Александрова были учреждены стипендии его имени на Хоровых факультетах Московской и Ленинградской Консерваторий. Его имя присвоено Ансамблю песни и пляски. В 1980 г. на дом, где жил Александров, установлена мемориальная доска.

Медаль «Генерал-майор Александр Александров»

В 1970 г. были учреждены Золотая и серебряная медали имени А.В. Александрова. Учредители – Министерство Культуры СССР, Союз Композиторов, Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского флота. Согласно Положению медалью «Генерал-майор Александр Александров» награждаются военнослужащие Вооружённых Сил, лица гражданского персонала Вооружённых Сил, ветераны Вооружённых Сил, находящиеся в запасе или отставке, а также другие граждане Российской Федерации и иностранные граждане за большой личный вклад в создание и популяризацию военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры.Награждение медалью производится приказом начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации по представлению начальника Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации — заместителя начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ.

Золотую медаль №1 получил Борис Александрович Александров, сын и достойный продолжатель дела отца.

Бюст А.В. Александрову в селе Плахино

В связи со 120-летним юбилеем со дня рождения, в апреле 2003 г. на родине А.В. Александрова в селе Плахино Рязанской области был торжественно открыт бюст великому русскому композитору, музею средней общеобразовательной школы села Плахино присвоено имя Александрова.

Бюст А.В. Александрову в селе Плахино

7 октября 2005 г. в Ансамбле Российской Армии открылись концертный зал «Александровский» и музей Академического Ансамбля Российской Армии и семьи Александровых.

В 2003 году открыт знак Александрову на «Аллее звёзд» в Москве, а в 2008-м – памятный камень у здания ансамбля, на месте которого вскоре будет установлен памятник. В честь великого русского музыканта планируется также назвать одну из новых улиц российской столицы. В одном из последних писем, как бы подводя итог своей жизни, Александр Васильевич писал: «...Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот... Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом большое счастье...»

В 2013 году 13 апреля Александрову исполнилось 130 лет! В честь данного события в Земледельческом переулке, был установлен памятник Александрову. В ознаменование этой даты в Москве, перед зданием Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии в Земледельческом переулке Москвы установлен памятник выдающемуся советскому композитору, дирижеру и педагогу.

Монумент выполнен знаменитым скульптором А.Таратыновым и не менее известным архитектором Михаилом Корси.

Памятник Александрову установлен в сквере прямо перед зданием репетиционной базы Академического ансамбля вооруженных сил России, носящего имя Александрова. Александрова изобразили в строгой военной форме, держа дирижерскую палочку в правой руке.

Памятник А.В. Александрову в Москве
Памятник А.В. Александрову в Москве

СОЧИНЕНИЯ А.В. АЛЕКСАНДРОВА:

• музыка государственного гимна СССР (1943)

• опера «Руслана» (1913)

• кантата «Поэма об Украине» для сол., хора и орк. (1943)

• Симфония (1912)

• поэма «Смерть и жизнь» (1911)

• Соната для скр. и фп. (1913, нов. ред. 1924)

• песенные композиции: «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Песнь о Магнитострое» (1930), «Перекоп» (1932) и др.

• песни (для хора), в т.ч. «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Эшелонная», «Волжская бурлацкая», «Голубая ноченька» (1933), «Забайкальская», «Бейте с неба, самолеты» (1934), «Песня о военном комиссаре» (1938), «Гимн партии большевиков» (1939), «Песня о Ленине», «Священная война» (1941), «Святое Ленинское знамя» (1942), «Цвети, Советская страна» (1943), «Песня победы» (1945) и др. обр. песен гражд. войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Дальневосточная партизанская» («По долинам и по взгорьям») и др. обр. нар. песен, в т.ч. «Дуня-тонкопряха», «Снеги белые, пушистые», «Ноченька», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Сусидка» и др.

Наши современники до сих пор являются свидетелями феноменальной жизнеспособности александровских мелодий. После развала Советского Союза сам собой возник вопрос о необходимости создания нового гимна. Однако ни основанная специально по этому поводу правительственная комиссия, ни попытки узаконить мелодию Глинки в качестве официальной государственной мелодии, ни даже объявленный всероссийский конкурс на написание гимна не решили проблемы. Величественное произведение, созданное Александровым в 1943 году, оказалось вне конкуренции — пусть даже текст был заново переписан. И в самом деле, лучшую мелодию для гимна огромной и гордой державы сложно себе представить.

Таким образом за свою удивительно творческую жизнь А.В. Александров создал три грандиозных по своим масштабам символа:

1. Международно признанным символом нашей страны стал и созданный Александровым Ансамбль красноармейской песни и пляски (с 1949 г. Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова).

2. Другое всемирно известное творение Александрова – музыка Гимна Советского Союза, стала символом нашей державы, а потому возвращенная спустя десятилетие после развала СССР. Ибо нынешняя Российская Федерация не смогла обойтись без советских великих символов.

3. Символом Великой Отечественной войны стала песня А.В. Александрова «Священная война».

Вверх