Ратное дело Рязанцев

Атомоход Рязань

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «РЯЗАНЬ»

• История «К-44» РЯЗАНЬ

• Тактико-технические характеристики РПКСН «К-44» РЯЗАНЬ

• Подводный крейсер «Рязань» (очерк)

• Делегация Рязанской области на встрече с экипажем ПЛ «Рязань»

• Марш атомохода «Рязань» (слова, ноты, аудиозапись)

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»

В январе 1998 года был подписан договор о шефстве Рязанской области над атомоходом К-44, который получил название «Рязань». Экипажи лодки не раз демонстрировали высокую профессиональную подготовку и умение выполнять сложные боевые задачи. В числе моряков-подводников крейсера достойно несут службу многие рязанцы, обеспечивая безопасность нашей страны. С сентября 2008 года подшефный атомоход перешел с Северного флота на новое место базирования – Тихоокеанский флот. В настоящее время находится на модернизации.

 

История К-44 «Рязань»

Материал с сайта http://flot.com/nowadays/strength/ryazan.htm

К-44 «Рязань» - атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДР «Кальмар».

МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ

Тихоокеанский флот, бухта Крашенинникова, г. Вилючинск.

ПОСТРОЙКА, ИМЯ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения заложен 31 января 1980 года на ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске под наименованием «К-44», спущен на воду 19 января 1982 года, вошел в состав Северного флота 24 ноября 1982 года.

10 января 1998 года приказом Главнокомандующего ВМФ присвоено почетное наименование «Рязань» в связи с подписанием шефского договора между администрацией Рязанской области и командирами первого и второго экипажей подводного крейсера.

РПКСН К-44 «Рязань»
РПКСН К-44 «Рязань»

Вехи истории

В 1986 году РПКСН К-44 «Рязань» совершила поход в район Северного полюса.

28 июля 1990 года – 31 декабря 1993 года (по некоторым данным - 27.01.1992 - 21.10.1994) прошла средний ремонт с модернизацией на заводе «Звездочка» в Северодвинске.

7 июня 1995 г.: РПКСН К-44 (проект 667БДР, «Рязань», командир — капитан 2 ранга В.Н. Баженов) выполнил пуск конверсионной баллистической ракеты Р-29Р с комплексом научной аппаратуры Центра прикладных космических технологий и изучения микрогравитации Бременского университета из акватории Баренцева моря (исследовательский пуск в рамках международной программы Elrabeck).

Спускаемый модуль с научной аппаратурой и почтой, пролетев по суборбитальной траектории около 9 тыс. км, через 20 мин приземлился на Камчатке. Эта операция была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая почта в мире.


Стрельба по программе «Волна» К-44. 1995 год

3 декабря 1995 года повредила подъемно-мачтовое устройство ПВП, выполняя маневр погружения с поднятыми выдвижными устройствами после проламывания льда в условиях полярной ночи. Повреждение устранено в пункте базирования.

В мае 1996 года завоевала звание «лучший корабль Северного флота».

В 1996 году получила приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.

4 октября 1999 года во время выполнения одноракетного залпа из подводного положения в момент выхода ракеты из шахты оторвалась нижняя часть первой ступени ракеты. Головная часть была расстреляна из АК-630 после всплытия лодки. На борту лодки находился главнокомандующий ВМФ адмирал В.И. Куроедов.

Летом 2002 года ее экипаж выполнил запуск новой ракеты-носителя «Волна», которая была создана КБ имени В.П. Макеева. В головной части ракеты находился спускаемый аппарат «Демонстратор-2», предназначенный для доставки грузов не только с околоземной орбиты на землю, но также и на другие планеты.

В 2005 – 2007 годах прошла сервисное обслуживание по продлению межремонтных сроков на заводе «Звездочка» в Северодвинске.

1 августа 2008 года выполнила пуск баллистической ракеты из подводного положения в акватории Баренцева моря.

В августе-сентябре 2008 года совершила переход на Тихоокеанский флот северным морским путем (командир – капитан 1 ранга Степаненко И.А.).

В октябре 2008 года переведена в состав Тихоокеанского флота.

С 2011 года находится на ремонте и модернизации на ОАО «ДВЗ «Звезда» в г. Большой Камень (Приморский край).

 

Тактико-технические характеристики РПКСН К-44 «РЯЗАНЬ»

Классификация НАТО: Delta-III

Надводная скорость: 14 узлов

Подводная скорость: 24 узла

Рабочая глубина погружения: 320 метров

Предельная глубина погружения: 400 метров

Автономность плавания: 90 суток

Экипаж: 130 человек

РАЗМЕРЫ

Надводное водоизмещение: 10600 тонн

Подводное водоизмещение: 13700 тонн

Наибольшая длина (по КВЛ): 155 метров

Наибольшая ширина корпуса: 11,7 метра

Средняя осадка (по КВЛ): 8,7 метра

ВООРУЖЕНИЕ

Подлодка оборудована 4 533 мм и 2 400 мм торпедными аппаратами.

Ракетное вооружение – 16 пусковых установок баллистических ракет Р-29Р.

К-44 «Рязань» 2001 год
К-44 «Рязань» 2001 год

Экипаж К-44 «Рязань». День корабля. 1996 год
Экипаж К-44 «Рязань». День корабля. 1996 год

 

Подводный крейсер «РЯЗАНЬ» (очерк)

Материал с сайта http://www.sps.ru/?id=38932

Возможность посетить атомную «тезку» родного города представилась благодаря Владимиру Морозову. Возглавляемое им ОАО «Рязанская ГРЭС» стало первым предприятием региона, установившим прямые связи с экипажами подводного крейсера «Рязань». Три недели назад моряки получили с Рязанской ГРЭС железнодорожный контейнер подарков, а 30 января - приняли представительную делегацию энергетиков, в которой нашлось место и журналисту.

Корабль

Изложение биографии «Рязани» следует начать с февраля 1973 г., когда советские конструкторы-ракетчики развернули работы над двухступенчатой баллистической ракетой Р-29Р. Ее главным отличием от предшественниц стала разделяющаяся головная часть с боевыми блоками индивидуального наведения, что позволило многократно увеличить число целей, уничтожаемых одним залпом.

Именно под эти ракеты были созданы подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР. У нас он проходит под шифром «Кальмар». У натовцев известен как проект «Delta-3». Всего таких подлодок построено тринадцать. К-44, впоследствии получившая имя «Рязань», сошла со стапеля шестой по счету - в 1979 году.

Прежде всего, корабль поражает своими размерами. Он на треть больше погибшего «Курска». Длина - полтора футбольных поля. Высота - как у стандартной «семиэтажки». Чтобы попасть внутрь, приходится вспоминать азы альпинистской подготовки. Путь вниз - метров десять, а диаметр шахты - всего 60 сантиметров. Непростая задача даже для тренированного человека.

Прочный корпус лодки разделен на одиннадцать водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 2-й и 11-й - отсеки-убежища. Их поперечные переборки рассчитаны на давление, соответствующее предельной глубине погружения крейсера.

Высокую скорость хода обеспечивают два ядерных реактора общей мощностью 180 мегаватт. Энергетики знают, что это очень много - больше, чем половина установленной мощности энергоблока Рязанской ГРЭС.

На крейсере 16 шахт для основного оружия - баллистических ракет морского базирования. Моряки говорят, что «Рязань» способна стрелять ими «как пулемет». Интервалы между пусками минимальны, а забрасываемая масса у этих ядерных снарядов - целых 2,8 тонны. Столько же, сколько у значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент». Понятно теперь, почему каждый выход крейсера в дальний поход внимательно отслеживается «супостатами». Уважают!..

Люди

У ракетоносца «Рязань» два экипажа. Такое, на первый взгляд, парадоксальное организационное решение имеет весомые причины. Крейсер находится в постоянной боевой готовности, может открыть огонь даже стоя у пирса. Однако место ему - в море, на глубине, где корабль очень трудно обнаружить вероятному противнику. Но после похода офицерам и матросам нужен отдых, тогда-то их и меняют коллеги-соперники.

Получается интереснейшая в психологическом плане ситуация: если лодку принял один командир, другой приходит к себе на «железо» в гости.

Именно - другой! Отнюдь не второй. Разобраться, кто из них первый, не удается даже командиру эскадр.

Два капитана первого ранга. Молодые. Общительные. Чертовски обаятельные. Очень уверенные в себе. Непосредственно в день нашего приезда Андрей Субботин «перестрелял всех конкурентов» на учениях по торпедной стрельбе. Тагир Каяев, в спортивном смысле слова, бьет целый Северный флот. В его боксерской весовой категории у него там просто нет равных соперников.

Оба всегда мечтали стать командирами лодок стратегического назначения. В ответ на вопрос о том, не хотелось бы кому-нибудь из них сменить свой ракетный крейсер на что-нибудь полегче и поманевреннее, вроде подводного атомного «истребителя» «Гепард», Тагир сказал прямо: «Предлагали. Не пошел. Ну их! Носятся на разных глубинах, как бешеные гориллы. Несолидно это!».

Под стать командирам - их экипажи. Лучшие в 31 дивизии атомных подводных лодок. К сожалению, познакомиться удалось только с одним из них: подчиненные Каяева сейчас в отпуске, - но впечатлений хватит надолго. И главное из них таково: «Ядерный щит Родины - в надежных руках».

Жизнь

Каждый экипаж - воинская часть. Матросов срочной службы в нем гораздо меньше, чем офицеров и мичманов. Однако бытовым условиям, созданным для «срочников» на берегу, позавидует любой, сколько-нибудь знакомый с армейской «бытовухой».

В казарме есть не только горячая вода, но и стиральные машины. Причем не какие-нибудь, а «Индезит» и «Занусси». Благодаря рязанским шефам появился спортивный тренажер, боксерская груша, комплекты перчаток. Разумеется - телевизор, видеомагнитофон и музыкальный центр. Пищевой рацион тоже за гранью солдатской мечты. Поэтому с атомного флота не бегут. Незачем.

Впрочем, морская служба - совсем не сахар. По словам Андрея Субботина, она имеет вкус вяленой воблы. В походе «таранку» выдают каждый день, чтобы подправить солевой баланс организма. Пить-то приходится опресненную забортную воду, которая мало отличается от дистиллированной.

Очень велики нервно-психические нагрузки. Во-первых, давит ответственность. Во-вторых, - замкнутость пространства. Конечно, обитаемость атомохода гораздо выше, чем у дизельной подводной лодки времен Второй мировой войны, однако синяки без привычки сажаешь постоянно.

Вахты в море идут в режиме «4 через 4». Свободное время каждый проводит по-своему. В каютах офицеров - видео и компьютеры. Это теперь разрешено.

Кают-компания - отдельная песня. Что-то вроде микро-кафе. С огромной кюветой живых традесканций и пальмой. «Обезьяны вам не хватает!» - заметил контр-адмирал Максимов, впервые увидев это великолепие.

Кошка на «Рязани» тоже пока отсутствует, хотя они на «подплаве» - нормальное явление. Исправно ловят крыс, умудряющихся проникать даже в корпуса атомных подводных лодок.

Но кот - не главное. На крейсере много чего еще нет. В дефиците даже электрические лампочки. В 90-х годах боеспособность атомного подводного флота России поддерживалась поистине героическими усилиями командиров соединений. То, что не давала Москва, предоставляли шефы. Доходило до крайностей: подводная лодка «Тула» готовилась в дальний поход, а провизионный склад был пуст. Пришлось обращаться к губернатору Тульской области. Туляки тут же приехали, доставив все необходимое.

Теперешнее положение - значительно лучше. Но отказываться от помощи «земляков» на «Рязани» не собираются. Они хотят, чтобы мы о них помнили, и имеют на это полное право. На каждом офицерском застолье поднимается традиционный тост. Контрольный. Который пьется до дна. «Да отвратит судьба свой лик суровый от всех идущих в море кораблей!». 19 марта - в День подводного флота России - нам стоило бы к нему присоединиться.

 

Делегация Рязанской области на встрече с экипажем атомной подводной лодки «Рязань»

2 августа 2013

Делегация Рязанской области побывала в г. Владивосток, где посетила атомную ракетную подлодку «Рязань» и поздравила экипаж с Днем Военно-Морского Флота РФ.

В состав делегации, которую возглавил первый заместитель Председателя Правительства Рязанской области Сергей Самохин, вошли глава администрации г. Рязани Виталий Артемов и председатель регионального отделения ДОСААФ России генерал-майор Михаил Невдах. Они побывали во Владивостоке, где приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню военно-морского флота, а также посетили атомную подлодку «Рязань». Представители региона ознакомились с условиями прохождения боевой службы и быта экипажа. В ходе беседы были затронуты вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодежи, возобновления традиции прохождения срочной службы на подлодке «Рязань» призывников из Рязанской области. Гости тепло поздравили моряков с Днем ВМФ России, вручили подарки, а также передали поздравление Губернатора Рязанской области. В нем, в частности, говорится: «История ВМФ России – это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. Достойный вклад в дело укрепления обороноспособности страны вносят и моряки-подводники «Рязани». Рязанцы гордятся тем, что военная субмарина, обеспечивающая интересы государства на просторах Мирового океана, названа в честь нашего славного города».

 

Марш атомохода «Рязань»

 
Стихи и музыка кап. 2 ранга А. Трушина
1.
Расскажут пусть глубины моря,
Небес полярных дивный кант,
Как подо льдом, с теченьем споря
Мчит грозный ядерный гигант.
И как от точки погруженья
В глубинах угасает свет,
Здесь экипаж ведет сраженье
За океанский паритет.
Припев: И хранит курс подлодки рассчетно
Войн и мира хрустальную грань.
На флоте служить почетно
На атомоходе «Рязань».
2.
В краю берез, где зорям тесно,
Где в берег плещется Ока,
Голубоглазая невеста
Ждет возвращенья моряка.
В тенистой липовой аллее
Мелькает флотский воротник,
С девчонкой встретиться своею
Из заполярья отпускник.
Припев.  
3.
В поход подводники готовы,
Без лишних слов и громких фраз.
У экипажа твердо слово
И будет выполнен приказ.
А после службы, коль дорога
Другая выпадет для нас,
Мы имя крейсера родного
С друзьями вспомним много раз.
Припев.  

 

Ноты Марша атомохода «Рязань»

 

 

Марш атомохода «Рязань» (аудиозапись)

вверх