Имена Рязанцев в истории

Князь Олег РЯЗАНСКИЙ

Великий князь Олег Иванович Рязанский  

Благодаря дипломатическому искусству Олега Ивановича Рязанское княжество смогло не только выжить, но и сохранить свою самостоятельность. На службу к нему шли самые разные люди. Это были и служилые московские бояре, и ордынцы, и остатки половцев. Некоторые потомки половецких ханов стали родоначальниками дворянских фамилии, например, Кобяковы.

Юному князю досталось тяжелое наследство. Уже сто лет с лишним Русь находилась под монголо-татарским игом. С восточной стороны по ее землям время от времени проносились татары, разорявшие города и села и уводившие в плен огромное количество людей. Однако в середине XIV века, в период феодальной раздробленности Золотой Орды, ее позиции, в том числе и в отношениях с Русью, стали ослабевать.

Набравшее силу Московское княжество в годы правления Дмитрия Ивановича (1359-1389) начинает претендовать на роль центра объединения русских земель. На ту же роль претендовало и Великое княжество Литовское, образовавшееся в то время, когда русские князья отстаивали свою землю от монголов. Князь Миндовг, к 1340-м годам объединив литовские земли, начал экспансию на юг и юго-восток, где проживало славянское население. Ресурсы у Литвы были невелики, но территория Руси в условиях феодальной раздробленности была для нее привлекательной и доступной целью.

Ставший в начале XIV века во главе Великого княжества Литовского Гедимин (1316-1341) подчинил себе западные и южные русские земли: Полоцк, Брест, Витебск, Минск, Турово-Пинскую землю, Волынь. В результате Великое княжество Литовское начинает приобретать черты скорее литовско-русского государства, чем литовского. При сыне Гедимина Ольгерде (1345 -1377) в Литовское княжество вошли Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская и часть Смоленской земель.

Политика Ольгерда существенно отличалась от политики его отца. Если Гедимин был больше «русским», нежели «литовским» князем, то Ольгерд - более «литовским», а претензии его на владение русскими землями предполагали привилегии для собственно литовской знати. Орда использовала противоречия между населяющими Литву народами, в частности, требуя дань лишь с традиционно русских территорий, ставя их, таким образом, как бы на нижнюю ступень в составе Великого княжества Литовского.

В Литве ко времени вокняжения Ольгерда утвердилось православие, так как она в основном состояла из православных русских жителей, а русский язык стал государственным языком Литовского княжества. Сам Ольгерд до конца своих дней оставался язычником, но его сыновья, активно участвовавшие в политической жизни и Литвы, И Руси, в большинстве своем были православными христианами.

В XIV веке в Литве считали, что она является единственной законной наследницей Киевской Руси. Эта позиция была четко выражена князем Ольгердом, который в 1358 году заявил: «Вся Русь должна принадлежать Литве». А московские князья, будучи прямыми потомками киевских князей, считали, что западные и юго-западные земли бывшего Древнерусского государства принадлежат им.

В результате противостояние двух центров собирания русских земель - Москвы и Литвы - стало нарастать. Это вылилось в усиление давления на Рязанское княжество, в том числе и со стороны Золотой Орды. Рязанское княжество как бы оказалось между молотом и наковальней. Олег Иванович, противодействуя тройному давлению, добивался усиления Рязанского княжества за счет подчинения пограничных с Рязанью княжеств - Муромского, Пронского, Козельского, Он проводил достаточно гибкую политику, сочетавшую твердость с готовностью к компромиссу, стремление уклониться от прямого столкновения с противником в невыгодных для Рязани условиях. Но не всегда это удавалось.

Великое княжество Литовское, пользуясь ослаблением Руси монголо-татарским нашествием, усиливало на нее нажим. При этом литовские князья часто действовали в союзе с Ордой. Непростые взаимоотношения Руси, Орды и Литвы еще более осложнялись политикой Константинополя, который продолжал утверждать на Руси митрополитов, а русская митрополия продолжала оставаться частью Константинопольского патриархата. Константинопольская патриархия, недовольная претензиями Москвы, поддерживала отнюдь не православные структуры. Так складывается неафишируемый блок «Константинополь - Вильна - Орда Мамая».

Противодействуя давлению Московского княжества, Рязанское княжество оказывало ему сопротивление. Так, дружина рязанского князя Олега захватила город Лопасню (близ современного города Чехов Московской области) и взяла в плен московского наместника. В то же время Рязанское княжество неоднократно выступало на стороне Москвы, помогая московским князьям отражать набеги литовцев. В частности, такую помощь рязанское и пронское войско оказало Москве в 1370 году, когда ее осадил литовский князь Ольгерд. В результате Ольгерд был вынужден отказаться от своих планов и после заключения перемирия отвел свои войска от Москвы.

Совместная борьба сближала Московское и Рязанское княжества, но соперничество между ними все же продолжалось. В 1371 году, когда вспыхнула борьба между Олегом Ивановичем и пронским удельным князем Владимиром Дмитриевичем, московский князь вмешался в эту распрю, выступив на стороне пронского князя. Он направил на помощь удельному пронскому князю отряд во главе с будущим героем Куликовской битвы Дмитрием Боброком. В декабре 1371 года в местечке Скорнищево (современное Канищево) произошло сражение. Олег Иванович потерпел поражение и вынужден был бежать из города.

Победители посадили на рязанский стол Владимира Дмитриевича Пронского. Олег Иванович обратился за помощью к Орде. Ему на помощь пришел татарский отряд под командованием мурзы Салахмира, который помог Олегу Ивановичу вернуть рязанский стол. Вскоре после этого Салахмир перешел на службу к великому князю Рязанскому, принял православие с именем Ивана Мирославича, женился на сестре Олега Ивановича и стал влиятельным рязанским боярином.

Между Москвой и Рязанью был заключен мирный договор, согласно которому стороны обязывались помогать друг другу в случае опасности и мирно устранять разногласия. Этот договор вызвал недовольство татар, и в 1373 году, напав на рязанские земли, они основательно их разорили. А в 1377 году нападение совершил царевич Арапша (Араб-шах), который разграбил и сжег Переяславль-Рязанский. Как при первом, так и при втором нападении татар Москва в нарушение договора помощи Рязани не оказала. Все это было следствием феодальной раздробленности, когда каждый был сам за себя.

Постепенно в русских землях все же формируется желание объединить усилия и покончить с монголо-татарским игом. С 1373 года московский князь Дмитрий Иванович перестал выполнять указы хана и прекратил выплату дани. Многие русские князья оценили это положительно.

В то время как Русь поднималась с колен, Орда слабела. Раздираемая междоусобицами, она раскололась на две враждующие части, границей между которыми являлась Волга. Но если в левобережной части усобицы не прекращались, то в правобережной удалось навести определенный порядок благодаря выдвинувшейся фигуре темника Мамая. Однако в полной мере получить власть Мамаю не удалось, так как он не был чингизидом, а по традиции ханский престол мог занять только потомок Чингисхана. Поэтому ему надо было показать, кто в Орде хозяин, и начать решил он с восстановления господства Орды над Русью. Поводом для этого послужил отказ Московского княжества выполнять ханские указы и выплачивать Орде дань. Летом 1378 года Мамай отправил на Москву войско темника Бегича.

Мурза Бегич знал о сложных отношениях Москвы и Рязани и надеялся, что Рязань займет, по крайней мере, нейтральную позицию, поэтому присоединение рязанского войска к московскому оказалось для него полной неожиданностью.

Объединенное московско-рязанское войско встретило противника на берегу Вожи, притока Оки, длиной 103 километра. Название реки происходит от угро-финского слова «вож», что означает «приток» или «исток».

Битва произошла 11 августа на месте древнерусского города Глебова, названного в честь князя Глеба (в настоящее время село Глебово Городище). Когда татарская конница переправилась через Вожу и ринулась на русских, Дмитрий Иванович с полком двинулся прямо на неприятеля, а с флангов ударили полки московского воеводы Тимофея и пронского князя Даниила. Удары с флангов и в лоб смешали строй ордынской конницы. Началось ее беспорядочное отступление. При бегстве многие воины Бегича утонули в реке. В битве на Воже погибло пять ордынских князей, что свидетельствовало как о значительных размерах войска Бегича, так и о масштабе нанесенного ему поражения. Решающую роль в разгроме Бегича сыграли рязанцы под предводительством Даниила Пронского, который командовал правым флангом объединенного московско-рязанского войска.

Победа на Воже имела историческое значение. Это была первая в истории битва, выигранная русскими у ордынцев. Она укрепила веру русских в свои силы, надежду на скорое освобождение от монголо-татарского ига.

Мстя за помощь Москве, хан Мамай, собрав новые силы, осенью 1378 года напал на рязанские земли. Олег Иванович оказался не готов к отпору и бежал за Оку. Татары захватили Переяславль-Рязанский, разграбили его и подожгли. Опустошив волости и села, захватив множество пленных, они отошли в свои пределы, отомстив таким образом рязанцам за их помощь Москве во время битвы на Воже.

Но Мамай решил наказать не только рязанцев, но и всех русских и серьезно подготовился к новому походу на Русь. Заключив соглашение с великим князем литовским Ягайло, он собрал крупные силы, присоединив наемные отряды осетин, черкесов, а также итальянцев, живших в колониях по берегам Азовского и Черного морей, и летом 1380 года двинулся на Русь. В двадцатых числах сентября Мамай намеревался соединиться с Ягайло и вместе с ним идти на Москву. На свою сторону он пытался привлечь и рязанского князя. Олег Рязанский, потрясенный татарским нападением в 1378 году и связанный договором с Ягайло, не хотел нарушать и добрых отношений с Дмитрием, поэтому занял выжидательную позицию, не оказывая помощи ни Мамаю, ни Дмитрию, но сообщив московскому князю о планах Орды и Литвы.

Получив это известие, московский князь к середине августа сосредоточил в Москве большую рать, а затем повел ее навстречу Мамаю. Его стратегия была основана на нанесении упреждающего удара по ордынскому войску еще до его подхода к русским пределам. Принято считать, что на брань его благословил игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский - родоначальник монастырского общежития на Руси. Фактический перенос в начале XIV века митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву значительно поднял авторитет церковных иерархов в решении светских вопросов.

Как отмечалось ранее, Русская православная церковь освобождалась от уплаты дани Орде. Но вновь поставленных иерархов нужно было утверждать в Орде, что требовало немалых денег. Это делало верхушку Русской православной церкви покорной в отношении к Орде. Поэтому, когда Дмитрий Иванович Московский решил выступить против монголо-татарского гнета, митрополит Киприан, выражая настроение церковных верхов, советовал московскому князю не рисковать и отказал ему в благословении. Церковные же низы были настроены на борьбу с ордынцами. Благословляя князя, Сергий Радонежский выступил выразителем настроений церковных низов.

Благославляя Дмитрия Ивановича на бой и победу, Сергий Радонежский сказал ему (как сообщено в его Житии): «Пойди противу безбожных, и Богу помогающи ти победиши... » Тот факт, что игумен Троицкого монастыря благословил князя, не убоявшись гнева митрополита, имел важное нравственное значение и возвысил его как в глазах современников, так и в памяти потомков.

Традиционно считается, что Сергий не только благословил Дмитрия, но и отпустил с ним в поход двух монахов из своей обители - Александра Пересвета и Андрея Ослябю, разрешив им в нарушение церковных канонов взять в руки оружие и сражаться.

Дмитрий назначил сбор полкам в Коломне, а из Коломны повел свое войско, проникнутое религиозно-национальным настроением, через Рязанское княжество на Дон. Не все верили в возможность победы Дмитрия, и поэтому некоторые постарались уклониться от участия в походе, как это сделали тверской, нижегородский и рязанский князья.

Ссылаясь на отсутствие рязанского князя в войске, возглавляемом Дмитрием, и на то, что до Куликовского сражения и во время него Олег Иванович поддерживал отношения с Мамаем и с Литвой, некоторые считают его предателем общерусских интересов. Но если сопоставить факты и обстоятельства, в которых оказался рязанский князь, то его позицию можно понять.

Поход Мамая на русские земли поставил Олега Ивановича в сложное положение. Согласно договору, подписанному с Москвой, Олег Рязанский должен был выступить на стороне Москвы. В этом случае татары подвергли бы рязанские земли разгрому. Но они еще не оправились от предыдущего ордынского погрома, и его повторение было бы трагедией для Рязанского княжества. А если бы Рязань не поддержала Москву, то Москва наказала бы рязанского князя за невыполнение договора.

Все это вынудило Олега Ивановича вести двойную игру. Обещая помощь Мамаю, князь Олег в то же время тайно предупреждает Дмитрия Ивановича о предстоящем походе Мамая, а с литовским князем Ягайло ведет секретные переговоры о совместных действиях против Москвы на стороне Орды. 1 сентября 1380 года Олег Иванович и Ягайло должны были соединиться у города Одоева и вместе с подошедшим Мамаем идти на Москву. Но Ягайло, не дождавшись рязанского князя и потеряв время, не успел прийти на помощь Мамаю. Возможно, все это было заранее обговорено, поскольку Олег Иванович находился с Ягайло в близких отношениях, будучи женатым на его сестре. Кроме того, на тот момент Ягайло был православным христианином. Как бы то ни было, Мамай, расположившись лагерем на реке Мече, правом притоке Дона, близ литовских владений, напрасно прождал их до 6 сентября, что в конечном итоге привело его к поражению.

Олег Иванович не захотел рисковать своими людьми в борьбе, исход которой не был ясен и занял позицию нейтралитета. Но это был позитивный нейтралитет по отношению к Москве. Он не принял личного участия в битве на Куликовом поле, но не препятствовал тем, кто имел такое желание.

Как принято считать, в войске московского князя находились два инока, посланные Сергием Радонежским, - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. По преданию, двигаясь по направлению к будущему месту сражения, иноки остановились на ночлег в месте (ныне село Вослебово), названном в честь Андрея Осляби. После ночлега Ослябя прямиком пошел на поле Куликово, а Пересвет посетил часовню и скит, расположенные на Дмитровской горе. Уходя, он оставил там свой посох.

Утром 8 сентября 1380 года началась битва. В «Сказании о Мамаевом побоище», составленном в стенах Троице-Сергиева монастыря, сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой с татарами Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли. В ходе кровопролитного сражения русская армия одержала победу.

Победа на Куликовом поле хотя и не уничтожила монголо-татарское иго, но нанесла удар по Орде, закрепила значение Москвы как национального и политического центра объединения русских земель в единое государство и ускорила процесс распада Орды. Свержение монголо-татарского ига стало лишь вопросом времени.

Во всех русских землях народ радовался победе. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самыми знаменитыми из которых являются «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Поэтическая повесть «Задонщина» принадлежит рязанцу Сафонию. В ней выражена главная идея о единстве Русской земли, о Москве как центре ее объединения. Автор воспевает героизм русского народа. В числе воинов, сложивших головы на Куликовом поле, в повести названы 70 рязанских бояр, больше, чем из других княжеств.

В летописях имеются противоречия, касающиеся отношений Москвы и Рязани после Куликовской битвы. Во время битвы и до возвращения (по Рязанской земле) в Москву к рязанскому князю претензий не было. А потом появились. А.Г. Кузьмин считает, что это были позднейшие вставки, отражавшие чью-то заинтересованность «подправить» историю в условиях иной «современности».

Существует легенда, что, возвращаясь после сражения на уликовом поле, великий князь Дмитрий Иванович остановился вблизи Дмитровской горы. Там он встретился с отшельником, который рассказал князю о визите Пересвета и показал оставленный им посох. В честь победы на Куликовом поле великий князь повелел заложить церковь на Дмитровской горе, над рекой Вердой. Посох же должен был стать одной из святынь будущего храма, для того и был оставлен. Позже на этом месте был основан Дмитровский мужской монастырь, где и хранился посох Пересвета до закрытия монастыря в 1924 году. Потом посох передали в Рязанский краеведческий музей. Деревянный посох высотой 142 сантиметра и весом около двух килограммов в настоящее время представлен в постоянной экспозиции «От Руси к России». По заказу Рязанского краеведческого музея-заповедника проведена экспертиза. Она показала, что посох сделан гораздо позднее поведанных здесь событий.

После Куликовской битвы Москва попыталась подчинить себе Рязанское княжество. В 1381 году Дмитрий Иванович вынудил Олега Ивановича подписать договор, по которому рязанцы отказывались в пользу московского княжества от своих владений в верховьях Оки и города Тулы. Разгромленный Мамай тем временем готовился к новому походу на Русь, но был разбит в 1381 году Тохтамышем на Калке и погиб в 1382 году в Крыму оставленный своими союзниками, перебежавшими к Тохтамышу. Тохтамыш, потомок хана Джучи, в 1376 году стал ханом «Ак-Орды», то есть «Белой Орды» (наши летописи ошибочно называют ее «Синей Ордой»). При поддержке Тамерлана, воспользовавшись обстоятельствами, он подчинил себе улус Джучиев.

Желая поднять свой авторитет среди татар, а Русь заставить снова платить дань, Тохтамыш расценивал поход на русские земли как важнейшее средство по «наведению порядка». Собрать русские войска для отпора татаро-монголам не удалось, да и сделать это было труднее, чем в 1380 году. Тогда борьба шла против Мамая, могущественного темника. Теперь требовалось биться с чингизидом, законным ханом.

Русские князья приносили ему вассальную присягу, которую они и по правовым, и по моральным нормам тех времен обязаны были соблюдать.

Совершив быстрый маневр, Тохтамыш 26 августа захватил и разграбил Москву, а на обратном пути его отряды прошли по рязанской земле, опустошая все на своем пути. После поражения Москва и Рязань возобновили выплату дани Золотой Орде. Результаты победы на Куликовом попе, доставшиеся большой ценой, были сведены на нет. Ни Москва, ни Рязань не смогли дать Тохтамышу отпор. «Оскудела Русь ратными людьми», - сообщал летописец.

Не успели рязанцы опомниться от нашествия Тохтамыша, как Дмитрий Иванович решил наказать их за несоблюдение договора и в 1382 году послал на Рязанское княжество войска, которые учинили там погром «пуще ... Татарськые рати». В «Повести о нашествии Тохтамыша» говорится о «помощи» хану со стороны рязанского князя Олега. Но это утверждение опровергается фактом разорения Рязани войском Тохтамыша после сожжения Москвы. А.Г. Кузьмин высказывает предположение, что причиной нападения Дмитрия Ивановича на Рязанское княжество была борьба за земли по Оке, а вовсе не месть Олегу за поддержку Тохтамыша. Поддержки-то не было!

В марте 1385 года рязанцы в ответ на нападение Дмитрия Ивановича захватили Коломну, взяв в плен наместника Москвы вместе с большим количествоv бояр. И хотя вскоре Коломна бsла возвращена Москве, Дмитрий Иванович послал на Рязань мощную рать отомстить за набег на московские земли.

Так бы и воевали Москва и Рязань, но здравый смысл брал верх. Через взаимные обиды они все же начали делать шаги навстречу друг другу. Помог им в этом пользовавшийся непререкаемым авторитетом Сергий Радонежский. Дмитрий Иванович попросил его склонить рязанского князя к «вечному миру» ко всеобщей пользе.

В 1386 году игумен в сопровождении нескольких московских бояр прибыл в Переяславль-Рязанский. В ходе переговоров Олег Иванович признал себя «младшим братом» Дмитрия Московского и дал согласие на вечный мир с Москвой. На следующий год договор был закреплен браком Федора, сына Олега, с Софьей, дочерью Дмитрия Донского. Видимо, в этой связи произошел обмен Коломны на Тулу.

В 1389 году Дмитрий Донской скончался. Великим князем стал его сын, Василий Дмитриевич, который женился на дочери литовского князя Витовта. При любых конфликтах Литвы с Рязанью он принимал сторону своего тестя. Начались же они еще в 1386 году из-за Смоленска. Смоленский князь Юрий Святославич был зятем Олега Ивановича, поэтому последний поддерживал его в борьбе с Литвой, которая хотела прибрать к своим рукам этот город. В 1395 году Смоленск был взят литовским князем Витовтом, который в 1397 году напал на рязанскую землю. Но Василий Дмитриевич даже не осудил его за такие действия.

Накопив силы, Олег Иванович в 1400 году берет Смоленск, в который возвращается законный князь - зять Олега Ивановича. Попытки Витовта вернуть Смоленск закончились неудачей. Но в 1402 году сын Олега Ивановича в борьбе с Литвой терпит неудачу и попадает в плен к литовцам. В этом же году Олег Рязанский умирает, не успев довести до конца свои планы и попрощаться с сыном.

Тем не менее, Олег Иванович сумел объединить под своей властью огромную территорию. К XIV веку рассыпалось на мелкие уделы Черниговское княжество. Его северо-восточная часть вошла в состав Рязанского княжества. Многие удельные правители черниговской земли признали над собой верховную власть рязанского князя. Князья елецкие. козельские, новосильские и тарусские ходили в походы на правах младших союзников Олега Ивановича. Таким образом, на западном и юго-западном направлениях власть рязанского князя распространилась на все земли вдоль течения Оки вплоть до ее истоков (в наше время эти земли входят в состав Тульской, Орловской и Липецкой областей).

На юге рязанская граница шагнула далеко в степь и достигла левого берега реки Дон, с одной стороны, и правого берега ее притоков - Хопра и Великой Вороны - с другой (сейчас это территория Липецкой и Воронежской областей). На востоке Олегу Ивановичу подчинились князья мещерские - правители небольших владений по берегам Мокши и Цны. Признавали его власть и муромские князья.

Рост могущества Рязанского княжества нашел отражение в изменении титула его правителя. Со времени княжения Олега Ивановича рязанские князья стали официально именоваться «великими». Ни до, ни после Олега Рязанское княжество не стояло так высоко. Складывается впечатление, что он хотел создать третий центр по объединению русских земель на юго-востоке Руси. Но, осознав, что Москва стала общепризнанным центром объединения русских земель, он сумел подняться до общегосударственного уровня мышления и подписал договорную грамоту, признав себя «братом младшим» московского князя и дав согласие на вечный мир с Москвой. Тем самым он подчинил интересы княжества интересам общерусского дела, которые выражала Москва.

С давних пор исследователей интересовал вопрос: почему центром образования единого Русского государства стала именно Москва? Вслед за В.О. Ключевским обычно указывают на удобное географическое положение Московского княжества, защищенность от набегов ордынцев землями Рязанского княжества, связь по Москве-реке с главными торговыми путями. Но всеми этими преимуществами в еще большей степени обладало и Тверское княжество. И надо согласиться с П.Н. Гумилевым, который указывал на недостаточность подобных аргументов: «Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич или Нижний Новгород, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. И не накопила Москва таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде, и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале», - писал он.

Сам он объясняет это тем, что в Москве оказались наиболее страстные, неукротимые люди. И возглавил «новую вспышку этногенеза» пассионарий Сергий Радонежский.

Преподаватель Московского государственного университета Н.С Борисов, специально занимавшийся причинами возвышения Москвы, решающее значение придает искусности политической деятельности московских князей.

A.Г. Кузьмин считает, что в осмыслении причин возвышения Москвы проявляется еще одна тенденция - придать Москве почти что мистические функции и весь процесс централизации увязывать только с судьбой Московского княжества. Он напоминает, что некоторые исследователи еще ранее указывали на то, что движение к консолидации проходило во всех княжествах, в особенности получивших в XIV веке право на титулование «великими», и предлагает учитывать позицию и роль Русской православной церкви. По его мнению, церковь, хотя и была освобождена от ордынского выхода, тем не менее оставалась наиболее важным форпостом подъема этнического самосознания.

Похоронен Олег Иванович в Покровской церкви Солотчинского монастыря, который был построен по его повелению. Недалеко от Солотчинского монастыря супруга князя Ефросинья основала Зачатъевский женский монастырь, прекративший свое существование в XVIII веке. После смерти в 1405 году Ефросинья была похоронена рядом с мужем. В Солотчинском монастыре долгое время хранилась кольчуга Олега, которую после Октябрьской социалистической революции передали в Рязанский краеведческий музей.

Вверх