Имена Рязанцев в истории

Ученый Борис Владимирович ГУСЕВ

Гусев Б.В.

Выдающийся рязанский ученый, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

Герой Социалистического Труда.

Лауреат Государственных премий СССР (1979 г.) и РФ (2001г.).

Президент Российской и Международной инженерных академий.

Действительный член многих Российских и иностранных академий наук, общественных инженерных академий и научных обществ.

Почётные звания: заслуженный деятель науки РФ (1996 г.), почётный строитель РФ (1996 г.), почётный транспортный строитель (1995 г.), почётный железнодорожник (1996 г.), почётный строитель Москвы (2002 г.).

Лауреат премий Правительства РФ (1996, 2003 и 2009 гг.), «Золотой РОСИНГ» (Российский союз инженеров нефти и газа), имени Косыгина, Черепановых, Чохова, Кулибина, Мусхелишвили. Имеет 12 медалей академий наук, инженерных академий и ВДНХ СССР и ВВЦ РФ.

Главный редактор научного Интернет-журнала «Нанотехнологии в строительстве», председатель Редакционного совета журнала «Строительство» и альманаха «Деловая слава России».

Очерк А.М. Кодылева

Талант созидателя

Его величество учёный, инженер

Борис Владимирович Гусев – известный учёный, выполнивший признанные в мире работы в области прочности материалов, оптимизации технологических решений и технологий изготовления новых материалов. Он является автором разработки и внедрения ударно-вибрационной технологии уплотнения бетонной смеси. Его разработки широко использованы при строительстве Центра международной торговли и сооружений московской Олимпиады.

Профессор Б.В. Гусев разработал основы низкочастотного ударно-вибрационного уплотнения. В настоящее время более 1/3 сборного железобетона (более 10 млн. куб. м) изготавливается на ударно-вибрационном оборудовании. Впервые для изучения проблем прочности бетона предложена физико-математическая модель с использованием метода конечных элементов. Полученные результаты позволили обеспечить рациональный подбор заполнителей для тяжёлых и лёгких бетонов и объяснить явления, связанные с возникновением в бетонах растягивающих напряжений при действии сжимающих нагрузок.

В своих работах Б.В. Гусев широко использует математические методы при изучении проблем долговечности и коррозионных процессов. Им разработаны основы построения развитых физико-химических и математических моделей и выполнена их структурная идентификация (взаимосвязь процессов коррозии со структурными характеристиками порогового пространства бетона). В последние годы продолжены работы по изучению процессов тепломассопереноса и созданию экологически чистых материалов, а также сформулированы условия и получены характеристики для материалов, обеспечивающих экологически чистую среду в жилых помещениях.

В настоящее время Б.В. Гусев занимается разработкой основы наноструктурирования цементных систем для повышения прочности бетона (в 2–3 раза) и создания суспензий и эмульсий высокой однородности и нерасслаиваемости при получении различных материалов, в том числе для создания защитных наноплёнок.

Широкомасштабная научная и просветительская деятельность Б.В. Гусева известна во многих странах. Он является автором более 500 научных публикаций, 25 монографий и учебных пособий, 150 изобретений и патентов. Б.В. Гусев является основателем научной школы, под его руководством подготовлено 85 докторов и кандидатов наук во многих странах мира.

Б.В. Гусев – организатор науки, образования и просветительской деятельности, один из основателей и первый президент Инженерной академии СССР (1990 г.), преобразованной впоследствии в Российскую и Международную инженерные академии (1991 г.), президентом которых он является со дня их основания.

Главными целями Академии являются: объединение творческих возможностей учёных и инженеров страны, наращивание и эффективное использование интеллектуального потенциала в сфере инженерной деятельности: разработка и содействие в проведении наиболее важных и перспективных исследований и инновационных программ; создание и внедрение на основе достижений фундаментальных наук принципиально новых видов техники, технологий и материалов, имеющих важное народно-хозяйственное значение и обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса на ключевых направлениях развития экономики России.

В её составе:

• 1200 действительных членов и членов-корреспондентов – видных российских учёных, инженеров и организаторов производства, представляющих самые различные направления науки и техники;

• 120 научно-технических, исследовательских и производственных коллективов.

Она является учредителем 23 отраслевых и региональных журналов и газет.

РИА и МИА имеют развивающиеся связи с инженерными академиями США, Скандинавских стран, государств Восточной Европы, Китая, Японии и других стран. В составе РИА – 87 иностранных членов из 28 стран мира. В рядах МИА более 1300 индивидуальных и 1700 коллективных членов из 40 стран.

Гусев Б. В. ведёт широкомасштабную и активную работу по развитию международных научно-технических связей как организатор многих научно-технических конгрессов, конференций, симпозиумов и выставок, как активный сторонник интеграционных процессов в области науки приглашается для участия во многих крупных межгосударственных и зарубежных проектах как эксперт, консультант, советник, почётный доктор и профессор ряда зарубежных университетов в России, Польше, Украине, Казахстане, Киргизии, Китае, Сербии и других странах. Большая общественная деятельность Гусева Б.В. проявилась в работе научно-технических советов Российской академии наук, Экспертных советов при Правительстве РФ и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, руководителя диссертационных советов и члена научно-технических советов ряда министерств и ведомств России.

За активную деятельность по развитию международного научно-технического сотрудничества в 1998 г. Международной энциклопедической организацией (г. Лондон) Гусев Б.В. признан «Человеком года», в том же году награждён орденом Послов (г. Нью-Йорк). Награждён: золотым знаком Союза польских студентов, золотой медалью Белорусской, Украинской, Грузинской, Казахской инженерных академий и другими медалями и почётными званиями стран мира.

Лучшие годы жизни 

Совпало время то с большой бедой России:
Война – любой восторг, казалось бы, угас.
Но детство сельское – простите, я бессилен –
Сияет в памяти, как дорогой алмаз.
  Виктор Мосолов,
член Союза литераторов России
(из стихотворения «Детство».)

Созидание начинается с детства. А какое оно – детство Бориса Гусева?

Родился 13 мая 1936 г. в п. Шилово Рязанской области. Детство Бориса прошло в селе Тырново Шиловского района Рязанской области. Отец Гусев Владимир Михайлович работал в Наркомате легкой промышленности. Из Москвы был направлен в качестве управленца в г. Касимов Рязанской области. Потом семья переехала в п. Шилово. В 1938 г. отец умер, когда Борису было 2 года. Мать Мария Андреевна одна воспитывала троих сыновей. Проблемы в таких семьях были в войну и после войны как у всех – та же ухабистая дорога жизни: голод, холод, штопаная-перештопаная одежда, латаная обувь, доставшиеся от старших братьев.

Однако в зрелом возрасте они вспоминают детство, как лучшие годы жизни. Почему? Ответ, на мой взгляд, достаточно простой, если подойти к этому вопросу с точки зрения ценностей жизни. Какой характер у детей той поры, какие главные установки превалируют у детей поколения военных лет? Их отличает самостоятельность мышления, самостоятельность в принятии решений, бойцовские качества, высокая духовность. И ничто их не останавливает в достижении созидательной цели.

Детство Бориса – холодное и голодное, а он отличник в школе, техникуме, институте. В семь лет выполняет все работы по дому: может наколоть дров, принести воды, вскопать огород. И один без мамы – она на работе, братья уехали учиться. Помогал слабым всегда: и в школе, и техникуме, и институте, а потом на работе. Взаимопомощь считалась главным смыслом в жизни сельчан. В случае заболевания детей, взрослых все сельчане приходили на помощь, отдавая последний кусочек хлеба. А какие черты характера могут развиваться у ребёнка в таких условиях? Конечно, эгоизму нет места. Сначала нужно порадовать вечно занятую маму отличной учёбой, делами по дому, спортивными достижениями. А общая обстановка в селе: не было пьянства – не принято было употреблять спиртное (самогон в сёлах), а вот старших и особенно учителей, врачей почитали. Перед своими тырновскими учителями даже старые деды картузы снимали. Пользовалась школа уважением в селе, и не напрасно. Приезжали учителя не на год-два, а семьями оставались на всю жизнь. Старались сельские педагоги не просто выучить, а и тягу к знаниям привить. Получалось у них – тырновчане и врачи, и учёные, и инженеры. Выпускники школы добрым словом вспоминают своих учителей.

Мать Мария Андреевна гордилась Борисом – школу окончил с отличными отметками, техникум – с похвальной грамотой. Да и со всеми сыновьями матери повезло – учились хорошо, спортсмены, помогали по хозяйству. И в селе их любили. Да и как им быть плохими людьми. Ведь всю себя, без остатка, мать отдавала сыновьям: следила, чтоб были сыты, а сама недоедала. И в уроках помогала. Хотя окончила три класса церковно-приходской школы, а справлялась с программой 7 класса. Много читала и детей приучила к этому. В благодарность Борис Владимирович написал в книге «Творец инженерной науки» (М., 2006 г.), выпущенной к юбилею: «Марии Андреевне Гусевой (Вершининой) – маме и другу».

Лидер

Борис Гусев – лидер с детства. В лучшем понятии этого слова. Умел собрать мальчишек в поход на реку, организовать футбольный матч. Во время учёбы в техникуме (г. Рязань) ездил домой. Его ждали сверстники и мальчишки помладше. В спортивных играх был заводной. Тянулись к нему люди за доброту характера, незлобивость и отзывчивость. Для всех находилось тёплое слово, дельный совет и утешение. И эта черта сопровождает его всю жизнь. Помогал студентам в техникуме, институте. ЛИДЕР ПО ЖИЗНИ. В Варшаве учился прекрасно. Пользовался огромным авторитетом. Был избран председателем Комитета иностранных студентов в Польше. Проводили вечера и встречи, на которые посольства выделяли средства. Много общались, постигали все разнообразие умонастроений разных народов. Сохранились газеты и журналы, в которых написано о нём, как о способном и отзывчивом человеке, за что был награждён золотым знаком Союза польских студентов. «Учился в Польше, – вспоминает Б. Гусев, – я, в основном, на отлично, особенно по математике и механике. В результате сдал первый экзамен по статике сооружений на «5», экзамен, который у этого профессора никто с первого раза не сдавал. Строгий преподаватель никак поверить не мог, что я действительно знаю предмет: около 3 часов спрашивал. Потом выразился так: «То ли пан – дурак, то ли пан – вундеркинд?!». А затем остальные профессора, увидев первую оценку, ставили «отлично» и по другим предметам».

Борис Владимирович добр по натуре. Помогает всем, в том числе Рязанскому техникуму железнодорожного транспорта, жителям села Тырново помогал восстановить заброшенную старую церковь и Тырновскую общеобразовательную школу, в которой бывает каждый год. И жители села ему очень благодарны.

Труд – родник таланта

Целевая установка на созидание – опять же с детства. Талант развивается через труд с высоким уровнем самоорганизации. Как же всё это получалось у Бориса? Он вспоминает: «Хорошо помню свой первый доклад. Я учился тогда в третьем классе, долго готовился к первому выступлению, написал полный текст и репетировал. А потом к каждому празднику мне поручали ту или иную тему, и уже со второго раза в качестве подготовки к выступлению готовил только тезисы». Вот такая серьёзная, глубоко продуманная самоподготовка. Спрашивается, а зачем это мальчишке-третьекласснику? Всё просто. Старшие братья (один на 8 лет, другой на 5 лет старше) казались ему очень взрослыми (по образу мышления), их занятия – очень серьёзными. Хотелось быть похожим на них, идти по их стопам. Вот и всё – авторитет! Но это внешне – подражать, а на подсознательном уровне – стремление к совершенству.

Несколько штрихов к портрету Бориса Гусева из биографии студенческих лет. Он с детства неравнодушен к книгам. Будучи заядлым грибником, он и в лес брал с собою книгу, аккуратно обращаясь с ней. Аккуратность всегда была отличительной чертой Гусева. «Его вычисления и формулы всегда логичны, понятны и до гениальности просты, – вспоминает его сокурсник Николай Дмитриевич Кравченко. – Может быть, из-за уникального математического склада ума из всех дисциплин, преподававшихся в институте, он больше всего любил физику и математику. Борис Владимирович демонстрировал удивительную работоспособность. Отлично учился. Кроме культурных и спортивных мероприятий он участвовал в заседаниях научного студенческого общества, что было хорошей подготовкой к научной работе». Он всегда выбирал актуальную для народного хозяйства тему и своевременную, с научной точки зрения. Необходимо вырабатывать научное мышление, чтобы глубоко раскрыть тему и широту взглядов, чтобы интересно и доходчиво изложить свои выводы в этой области. Доклад должен быть не только интересен студентам, но и обоснован научно для преподавателей выездных заседаний. На всё хватало характера, трудолюбия и заинтересованности Б. Гусева.

А какие темы выбирать? Не отвлечённые, а конкретные, проблемные, а главное – созидательные. Вот одна из тем: вибрация. Это проблема всех крупных городов, где земля напоминает слоёный пирог – тоннели, метро, коммуникации, фундаменты жилых домов и производственных зданий, автомобильные развязки, электрички. Всё это создает вибрацию и разрушает инфраструктуру. Чтобы бороться с этим злом, за рубежом создаются целые научно-исследовательские институты. А в нашей стране взялась за эту проблему созданная и руководимая Борисом Владимировичем Гусевым Инженерная академия. А когда были получены солидные результаты, то исследованиями в академии заинтересовались зарубежные учёные. Проведя большую работу по повышению эффективности работы Международной инженерной академии, Гусев считает, что только качественное образование может обеспечить будущие поколения прорывом в инженерно-технической мысли.

Будучи научным деятелем мирового масштаба, Борис Владимирович Гусев старается организовать подготовку инженеров самого высокого уровня во всех странах. «Он искренне уверен, – считает Н.Д. Кравченко, – что создать мирное, высокотехнологичное и развитое во всех отношениях, мировое сообщество могут отнюдь не политики, а только прогрессивные, смелые, всесторонне образованные люди науки. И путь к их взаимопониманию – это Международная инженерная академия, общественная организация, созданная и руководимая Борисом Владимировичем Гусевым».

Одно дело планы, а реальность? Рассказывает Виталий Михайлович Бондаренко, академик Российской академии архитектуры и строительных материалов, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук: «Все мы знаем Бориса Владимировича Гусева как инженера-строителя. «Инженер человеческих судеб» – так отзываются о нём те, кому посчастливилось с ним работать. Они благодарны Гусеву – одни как педагогу и научному руководителю, другие – как соавтору изобретений и книг. Многие – как талантливому администратору, умевшему каждому сотруднику дать именно тот фронт работ, где он наиболее полезен, и где он может наиболее полно раскрыть все возможности своей личности».

Острый взор учёного

Б.В. Гусев – Строитель с большой буквы, созидатель. Это доказывает вся его жизнь. В начале своей научной карьеры он создал уникальную хозрасчетную лабораторию при кафедре ДИИТа (г. Днепропетровск). В НИИ железобетона (г. Москва) – отдел и всю его научную работу, отмеченную затем правительственными наградами, и, наконец, Инженерную академию России и Международную инженерную академию.

Закладывались они в сложные времена общественных потрясений, общей неразберихи и запустения науки. «В то время мало кто верил, – пишет В. Бондаренко, – что инженерную мысль в России удастся возродить, и еще меньшее количество учёных и инженеров ясно представляли себе, как это можно добиться. Борис Владимирович с присущим ему даром предвидения нашёл оптимальный путь решения этой проблемы. Собрав под свои знамёна наиболее активных, творческих и прогрессивных инженеров и учёных, в короткие сроки смог создать дееспособные структуры и начать объединение стран СНГ, а затем и мира в деле развития научно-технической мысли. Взглянув со стороны на всю громаду проблем, которые Гусев смог решить в процессе создания Академии, нельзя не восхититься его целеустремлённостью, работоспособностью и острым взором настоящего учёного».

Память детства... 

Трудное оно было. Но нет на Земле места лучше родного края. Вот почему всем, кто жил в селе, а потом из него уехал, хочется помочь местам своего детства и людям, сейчас там живущим. Тем более, что помощь Тырнову сейчас как никогда требуется. Закрыли сыроваренный завод, отменили автобусный маршрут, теплоходы на Оке – уже редкость. А в сельской школе, как после войны, не хватает учебных пособий. Выкраивает Борис Владимирович из своей зарплаты по несколько тысяч рублей и везёт в сельскую школу. Зачем? Чтобы не прерывалась нить поколений, чтоб снова тырновчане становились учёными и инженерами, врачами и учителями и также честно служили своей Родине.

Вверх